0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка в мультиметр аккумуляторной батареи

Меняем батарейку в мультиметре своими руками

В один прекрасный день вы поворачиваете переключатель режимов мультиметра, индикатор прибора мигает и сразу выключается. Скорее всего ваш прибор вполне исправен, просто разрядилась батарейка и пришло время ее менять. В данной заметке мы рассматриваем мультиметр с питанием от батарейки 9V типа «крона», которая содержится внутри корпуса прибора. Это пошаговое руководство подойдет для большинства современных недорогих мультиметров, но на всякий случай, перед покупкой батарейки посмотрите на заднюю крышку прибора. Возможно, ваш мультиметр питается от пальчиковых батареек и имеет батарейный отсек с крышкой на защелке. В этом случае замена элементов питания тривиальна и вы не нуждаетесь в этой инструкции.

Выбор батарейки

На сегодня на рынке доступно два вида батареек на 9V

  • Батарейки с солевыми элементами питания маркируются 6F22 стоят дешевле, но имеют меньший срок службы. Большинство производителей мультиметров устанавливают их в новые приборы.
  • Батарейки с щелочными элементами питания (super alkaline) содержат в маркировке 6LR61, служат значительно дольше и соответственно стоят дороже. Бренд особого значения не имеет, более именитый просто запросит больше денег.

Замена батарейки

Важно! Перед началом работ не забудьте отключить прибор.

Для замены элемента питания корпус прибора придется разобрать. Для этого снимаем с мультиметра защитный чехол, если он есть, и, в нашем случае, откручиваем два маленьких шурупа скрепляющих половинки корпуса между собой и аккуратно снимаем заднюю крышку. Внутри мы видим плату прибора и батарейку в отдельном отсеке.

Вытаскиваем старый элемент питания, отсоединяем колодку, подсоединяем новую батарейку, которую аккуратно укладываем обратно в предназначенный для нее отсек. Не бойтесь перепутать полярность, форма клемм на колодке и батарейке не позволит этого сделать.

Осторожно закрываем заднюю крышку, завинчиваем шурупы, одеваем чехол.

Для проверки включаем прибор и, если сделано все правильно, видим работающий индикатор — мультиметр готов к работе. И на последок, если ваш прибор не имеет функции автоотключения, не забывайте его выключать, иначе батарейка очень быстро разрядится снова.

Каким мультиметром можно проверить автомобильный аккумулятор

Когда возникает проблема, связанная с невозможностью завести автотранспортное средство, автолюбители в первую очередь проверяют аккумуляторную батарею на присутствие нужного напряжения. Зная как проверить аккумулятор мультиметром, можно с высокой точностью определить, нужна ли его замена или подзарядка. При этом для измерения понадобиться только сам прибор и умение им пользоваться.

Назначение и различия мультиметров

Мультиметр — это электроизмерительное устройство, сочетающее в себе несколько функций. В продаже встречаются измерительные устройства как бытового, так и профессионального класса. Существенное различием между этими классами заключается в точности полученного результата, что в конечном счёте отражается на цене приборов. Устройства бытового класса позволяют проводить измерения различных величин в широком диапазоне значений с невысокой точностью, в то время как профессиональные тестеры более ориентированы на небольшую группу измерений с небольшой погрешностью.

По принципу действия измерители подразделяются на два типа:

Измерить параметры АКБ можно любым из этих типов устройств, но среди автолюбителей большей популярностью пользуется цифровой мультиметр. Связано это с простотой его использования и более наглядным получением результата измерения, по сравнению с аналоговым тестером.

В основе принципа работы аналогового тестера лежит преобразование измеряемого сигнала в силу тока, с последующей его визуализацией в виде отклонения стрелки на определённую величину. Цифровой же прибор, имея в своём устройстве микроконтроллеры, преобразует полученный сигнал в напряжение, а уже после, обработав его, выводит на дисплей в виде цифр.

Вольтамперметр стрелочного типа

Основным элементом такого типа прибора является электромеханическая головка. Будучи выполненной в виде рамки со стрелкой и находясь под действием переменного магнитного потока, она преобразует электрический сигнал, который поступает через измерительные щупы и элементы прибора, в механическое отклонение стрелки. Сила этого отклонения связана с величиной тока регистрируемой головкой.

Погрешность вычисления такого рода устройства зависит от чувствительности измерительной головки. Вероятность ошибки измерения стрелочным тестером обозначается числом, например, 0,1 или 2,0, и называется классом точности. Так, устройство с диапазоном измерения от нуля до 25 вольт и классом точности 1, сможет определить значение напряжения на автомобильной батарее с погрешностью 0,25 вольт. Достоинством аналогового типа по сравнению с цифровым является инерционность и слабое восприятие к внешним помехам, что позволяет с неплохой точностью проверить аккумулятор тестером.

Измеритель цифрового вида

Работа цифрового измерителя напряжения построена на использовании в своей схемотехнике аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Эта микросхема является ядром устройства, от качества которой в большей мере зависит погрешность полученного результата. Кроме этого, класс точности зависит от параметров радиодеталей в приборе, качества реализации защиты от внешнего негативного влияния электромагнитных полей. Основной характеристикой такого типа устройств является разрядность. Чем выше класс разрядности тем точность измерения будет больше.

Например, если использовать мультиметр для проверки аккумулятора автомобиля со значением разрядности 2, погрешность результата будет составлять около 10%. Среднее значение бытового класса приборов при измерении напряжения постоянной величины составляет всего около 0,3 процента.

Читать еще:  Безопасность дома своими руками

Немаловажной характеристикой цифрового тестера является и разрядность дисплея. Эта характеристика обозначает, сколько цифр может вывести прибор на экран. Например, когда разрядность равна 3 3 /4, это обозначает, что наибольшее значение величины измерения составит 3999. Тут следует отметить, что точность мультиметра не зависит от разрядности экрана, которая характеризует именно качество экрана.

Выбор и подготовка прибора

При принятии решения, каким лучше типом мультиметра проверить АКБ, меньшее предпочтение пользователи отдают стрелочным приборам. Связано это не только с классом точности, но и сложностью в интерпретации полученных результатов. Использование же цифровых приборов удобнее в плане подготовки к работе и наглядности полученного результата.

Перед тем как проверить аккумулятора автомобиля мультиметром, тестер нужно правильно настроить. Для этого сначала проверяют исправность элементов питания. Если при включении цифрового прибора на его экране высвечивается пиктограмма с мигающей батарейкой, это означает, что питающий элемент необходимо заменить. Для стрелочного прибора сигналом о замене питающего элемента будет невозможность установить стрелку в нулевое положение. Для корректного получения результата следует не только использовать настроенный прибор, но и проследить за окружающей температурой. Оптимальной температурой считаются 20 градусов по Цельсию.

Настройка цифрового прибора заключается лишь в правильном выборе диапазона измерения и подключении измерительных проводов, в то время как аналоговый прибор перед использованием потребуется откалибровать. Так, перед измерением ёмкости АКБ понадобится установить стрелку в нулевое положение. Для этого, закорачивая зажимы щупов между собой, крутят ручку потенциометра, выведенную на корпус устройства.

Если откалибровать прибор не удаётся, то просто выполняется замена элементов питания. Перед измерением напряжения мультиметр также калибруется путём поворота ручки установки нуля до тех пор, пока стрелка не переместится на деление, обозначающее начало отсчёта шкалы.

Определение параметров АКБ

Используя тестер, можно провести измерение всех основных параметров аккумуляторной батареи, а именно: тока утечки, величины заряда, значение ёмкости. Анализируя полученные данные, с большой вероятностью можно определить её работоспособность.

Так, пониженное значение напряжения, менее 12 вольт, обозначает, что батарее необходимо обслуживание, например, замена электролита. Если напряжение АКБ находится ниже 10 вольт и циклы заряд-разряд не помогают, то в батареи произошли необратимые химические процессы и её ресурс выработан. На это также косвенно может указать высокое значение тока утечки. Случается и так, что напряжение на батареи в норме, около 12,4−13 вольт, а при подключении к клеммам исправного автомобиля резко падает. Такое поведение указывает на потерю ёмкости АКБ.

Различаются следующие состояния для батареи:

  • 12,6 до 13,2 в — заряд полный;
  • 12 до 12,7 в — норма;
  • 11,6 до 12 в — аккумулятор разряжен ниже допустимого уровня, нужна его подзарядка;
  • 11,6 в и менее — АКБ полностью разряжен, скорее всего, потребуется его замена или регенерация.

Тестирование стрелочным устройством

Одним из самых популярных аналоговых устройств во времена СССР был прибор, называемый «цешка». Приборы это серии отличаются надёжностью и многофункциональностью. Из-за их большой популярности на рынок было выпущено множество моделей. Поэтому и сегодня можно встретить такие устройства в хорошем состоянии. Так как схемы приборов особо не изменились, то и измерения параметров АКБ можно рассмотреть на примере использования такого тестера.

Прибор включается в соответствии с инструкцией, указанной на внешней стороне фиксирующей крышки элементов питания. Для измерения величины заряда на аккумуляторе кнопкой переключения устанавливается режим работы, соответствующий значку «». Ручка переключения диапазонов измерения, выполненная в виде галетного устройства, переводится на определённое значение V, превышающее предполагаемую величину, которую возможно получить при замере.

В частности, для Ц4342 переключатель устанавливается на значение 50 вольт. После этого измерительные провода подключаются к разъёмам тестера. Красный цвет разъёма обозначает положительный контакт, чёрный — отрицательный. Обратными концами проводов (щупами) касаются клеем аккумулятора, соблюдая при этом полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.

В случае несоблюдения полярности стрелка отклонится левее нуля, если такое состояние держится долго, это может привести к повреждению прибора, так что нужно поменять расположение щупов. Если подключено всё правильно, то стрелка отклонится вправо от нуля на значение равное 6 по шкале V. Это значение соответствует напряжению на автомобильной батареи, равному 12 вольт.

Стрелочный мультиметр используется и для проверки ёмкости аккумулятора. Выполняется такое тестирование с помощью контрольного разряда батареи. Для этого вначале аккумулятор заряжается на 100 процентов, а затем делается замер его напряжения. После, подключив к нему лампу накаливания на 12 вольт с мощностью 60 Вт, засекают время. Такая лампочка создаёт нагрузку равную 5 ампер. Как только напряжение снизится наполовину, от своего максимального значения, лампочка отключается. Перемножение времени и тока нагрузки (лампочки) покажет примерную ёмкость аккумулятора.

Для определения тока утечки понадобиться изменить настройки прибора. Переключатель в тестере устанавливается на максимальное значение силы тока. Применительно к Ц4342 это значение будет составлять 2500 мА. Положительная клемма, приходящая с автомобиля на АКБ, остаётся на месте, а отрицательная снимается и подключается к положительному щупу мультиметра. Отрицательный щуп измерителя устанавливается на минус аккумулятора. При этом в автомобиле должно быть всё выключено, а ключ вынут из замка зажигания. Значение до 100 мА обозначает, что оборудование исправно. Если больше, значит, есть проблема.

Проверка электронным измерителем

Проведение измерения автомобильного аккумулятора цифровым тестером по принципу ничем не отличается от стрелочного типа. Мультиметр подключается парой проводов к аккумуляторной батарее. Каждый провод на одном из концов имеет штекер, вставляемый в гнездо тестера, а на другом — измерительный щуп.

Последовательность действий при измерении напряжения электронным мультиметром, можно представить в следующем виде:

Читать еще:  Печка буржуйка в гараж своими руками, первые попытки самодельного водяного отопления. Продолжение следует)

  1. Нажимается кнопка включения устройства ON/OFF.
  2. Переключателем выбирается предел измерения, превышающий постоянное значение 12 вольт.
  3. Штекера проводов устанавливаются в гнёзда V и COM.
  4. Щупами дотрагиваются до клемм аккумулятора и снимают показания с экрана мультиметра.
  5. Когда при снятии показаний на экране перед результатом появляется знак «», то это указывает на неправильную полярность подсоединения щупов.

Измерение тока утечки проводится в разрыв минусового провода подключения аккумулятора. Но перед этим в приборе штекер из гнезда V переставляется в гнездо с маркировкой mA или A, а переключатель переставляется в режим измерения тока.

Стоит отметить и возможность проверки автомобильного аккумулятора без отключения его клеммы от генератора машины. Для этого, не включая зажигания, параллельно клеммам батареи подключают тестер в режиме измерения напряжения. Диапазон измерения выставляется около 20 вольт. Показания тестера, соответствующие нормальному состоянию батареи, будут в пределе 12,4−12,8 вольт. Затем автомобиль заводится. При этом напряжение должно подняться до отметки 14,6−14, 7 вольт. Такие показания говорят о работоспособности как АКБ, так и генератора машины.

Таким образом, используя мультиметр, можно провести измерения всех параметров автомобильного аккумулятора. После этого принять правильное решение о замене или реанимации батареи будет несложно.

Li-Ion аккумулятор в мультиметре

Стабилизированный преобразователь напряжения

В моем мультиметре AM-1006 фирмы «Актаком» за один год истощились три батареи типоразмера 6F22, сходные по размерам и параметрам с отечественной «Кроной”. Среди них была одна фирмы Duracell, славящаяся своей ёмкостью и долговечностью. И вот, когда очередная батарея «села», а новой под рукой не было, мне попалась на глаза статья о питании мультиметра от двух аккумуляторов типоразмера АА. В наличии у меня был Li-Ion аккумулятор от мобильного телефона ,,Сони-Эриксон-Т-290м» и я стал его прикладывать к моему мультиметру. К счастью, аккумулятор удачно вписался в нишу под крышкой в верхней части корпуса прибора (рис. 1).

Для надёжного крепления потребовалось просверлить всего два отверстия диаметром 3 мм для его удержания в этой нише аналогично тому, как это сделано в мобильном телефоне.

Поскольку аккумулятор практически идеально размещался в мультиметре, осталось собрать стабилизированный преобразователь с выходным напряжением 8. 9 В и габаритными размерами, позволяющими разместить его в батарейном отсеке. Схема преобразователя показана на рис. 2

Схема преобразователя

Он собран на двух транзисторах по схеме несимметричного мультивибратора. В качестве нагрузки транзистора VT2 применён дроссель L1. Импульсы напряжения на коллекторе этого транзистора амплитудой 15 В и частотой следования 250 кГц выпрямляет диод VD1, а выпрямленное напряжение, сглаживаемое конденсатором СЗ. затем поступает на параметрический стабилизатор R5VD2. Напряжение 8,2 В поступает на колодку Х1 (снятой с вышедшей из строя батареи типоразмера 6F22). Преобразователь обеспечивает ток, потребляемый мультиметром (до 4 мА). Для выключения питания преобразователя пришлось в левом нижнем углу мультиметра (рис. 3) установить выключатель SA1 (любой малогабаритный движковый).

Места для него там достаточно. Наличие этого выключателя избавило от использования галетного переключателя мультиметра при его включении или выключении.

В авторском варианте плата была изготовлена из односторонне фольгированного стеклотекстолита. Она вырезана по размерам батареи 6F22, а фольга с помощью резака разделена на прямоугольные площадки, к которым припаяны выводы деталей. Для повторения радиолюбителями разработана печатная плата, чертёж которой показан на рис. 4.

Применены резисторы МЯТ, С2-23, оксидный конденсатор —-импортный, остальные — керамические импортные, дроссель — ДПМ-0,1, стабилитрон — любой маломощный с напряжением стабилизации 6,5. 9 В. так как мультиметр сохраняет работоспособность при снижении напряжения питания до 6 В. Пары вилка/гнездо ХР1, XS1 и ХР2, XS2 могут быть любыми, но чтобы исключить возможность неправильного подключения полярности, они должны быть разного диаметра.

При зарядке аккумулятора вилки ХР1 и ХР2 отсоединяют от преобразователя и подключают к зарядному устройству. Применённый мною аккумулятор содержит контроллер зарядки/разрядки и его можно заряжать, подключив к ЗУ или блоку питания с выходным напряжением 5 В. Большинство аккумуляторов сотовых телефонов содержат такие контроллеры. А если аккумулятор без него, придётся изготовить зарядное устройство [2]. Контакты колодки XI припаивают к двум жёстким Г-образным держателям из проволоки от металлической скрепки. Преобразователь размещают в батарейном отсеке мультиметра (рис. 5).

Как проверить работоспособность батарейки мультиметром

Батарейка — универсальный портативный элемент питания, от которого работает большинство переносных девайсов. Существует множество разновидностей батареек — от простых солевых, до мощных литий-ионных аккумуляторов. При работе они имеют свойство разряжаться, да и новые батареи не всегда поставляются полностью заряженными. Поэтому нужно знать о том, как проверить батарейку мультиметром.

Что такое мультиметр

Аккумуляторные элементы в домашних условиях легко проверить мультиметром. Это измерительный прибор, который может выполнять несколько задач:

  • Измерение напряжения;
  • Проверка тока;
  • Измерение сопротивления;
  • Проверка диодов, транзисторов, конденсаторов
  • Замер частоты.

Удобным в этом приборе является то, что все измерения проводятся им одним, без необходимости иметь множество различных измерителей. К тому же в большинстве случаев он является портативным, то есть измерить параметры электроцепей можно как в полевых, так и в домашних условиях.

Большинство мультиметров (их еще называют тестерами) сами работают от батареек.

Виды батареек

Портативные элементы питания различаются как по принципу работы, так и по внешнему виду. Основные типы батареек:

  • Пальчиковые (обозначение размера АА);
  • Мизинчиковые (размер ААА);
  • Большие цилиндрические (размером D);
  • Средние цилиндрические (обозначаются С);
  • Тип Крона (форма — параллелепипед);
  • Плоские (форма — уплощенный параллелепипед).

Все цилиндрические типы накопителей заряда имеют рабочее напряжение от 1,2 до 1,6 вольт. Напряжение элементов типа Крона равно 9 В, а плоских 4,5 В. Работоспособность элемента зависит от нагрузки, к которой он подключен.

В маломощных приборах уменьшение вольтажа батарейки долго не сказывается на работоспособности, а в мощных, типа фотоаппаратов или электродвигателей, даже небольшое проседание напряжения вызовет отказ оборудования.

Читать еще:  Стельки с подогревом своими руками

По типу внутреннего наполнения элементы питания также различаются. Выделяют такие виды:

  • «Солевые», «сухие» — угольно-цинковые. Этот тип батареек наиболее дешевый, но быстрее всего разряжается и плохо работает в холодных условиях и с мощными нагрузками;
  • HeavyDuty — хлоридно-цинковые, похожи на предыдущий тип, имеют чуть большую емкость;
  • «Алкалиновые», щелочные — лучше работают при низких температурах и держат заряд при большом токе, но быстро разряжаются;
  • С применением ртути — высокоемкие, их трудно быстро разрядить, однако из-за опасности ртути они вышли из употребления;
  • С использованием серебра — медленно разряжаются и хорошо работают с мощной нагрузкой, но дорогие;
  • Литиевые — имеют наивысшую ёмкость и наименьшую массу среди подобных. Долгий срок годности. Высокая цена.

Также все батареи делятся на два типа: первичные, то есть гальванические элементы и вторичные, то есть перезарядные или аккумуляторные. Первые обычно дешевле, но после использования их необходимо утилизировать. Вторые часто имеют меньшую емкость, более дороги, но могут быть перезаряжены зарядным устройством.

Проверка тока

Чтобы понимать, как проверить батарейку тестером, нужно знать параметры накопителя заряда, коим являются и аккумуляторы, и любые переносные элементы питания.

У полностью заряженного источника питания должно быть заданное производителем напряжение на выходных контактах с погрешностью ±5%, и он должен выдавать определенный ток, достаточный для питания нагрузки той мощности, для которой его предполагается применять.

Для того чтобы проверить ток батареек, важно правильно настроить и подключить тестер. Нужно выполнить действия:

  1. Подключить черный провод со щупом в гнездо COM мультиметра, а красный провод — в гнездо, маркированное 10 А;
  2. Установить режим измерения постоянного тока, предел измерений — 10 А;
  3. Кратковременно прикоснуться щупами к выводам батарейки, черным — к минусу, а красным — к плюсу. Важно проводить измерение на более 2 секунд, во избежание порчи элемента;
  4. На дисплее отобразится значение тока.

Если величина тока находится в пределах 4 — 6 ампер, то элемент «свежий» и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать. Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить.

Тест на напряжение

Менее опасным методом проверки элементов питания будет тест на напряжение. При проверке важных портативных источников питания необходимо проверять и напряжение, и силу тока. Для того чтобы узнать напряжение нужно:

  1. Присоединить щупы мультиметра в подходящие гнезда: красный — в отверстие, маркированное Ω, U, Hz, черный — в гнездо с надписью COM$
  2. Установить режим измерения постоянного напряжения;
  3. Выбрать предел измерения — до 20 В;
  4. Приложить щупы к выводам источника питания. Полярность не имеет большого значения, так как значения все равно будут отображены верные, только с противоположным знаком;

Например, для аккумулятора типа 18650, если все сделано верно, измеритель выдаст значения от 0 до 3,7 В. Если получены цифры более 3,5 В, значит, батарея вполне работоспособна. При значениях от 3,0 до 3,5 В — ресурс элемента понижен, но его можно разрядить в устройствах меньшей мощности. Если напряжение ниже 2,9 В — источник питания нужно зарядить. Минимально допустимым для таких аккумуляторов является напряжение 2,4 В, меньшее значение будет способствовать деградации электролита аккумулятора.

Определение емкости

Емкость элемента питания — это величина, определяющая, сколько времени он сможет работать как энергоноситель для цепи при определенном токе. Выражается она в ампер-часах для мощных аккумуляторов и миллиампер-часах для небольших. Для примера: если на пальчиковом аккумуляторе написано 1000 мА ⋅ ч, то, при выдаваемом токе в 1000 мА он разрядится за час.

Определить, как замерить емкость батарейки мультиметром, можно только при наличии аккумуляторной батареи, так как для измерения нужно будет ее полностью разрядить. Использование гальванического элемента после этого будет невозможно. Для определения емкости аккумулятора методом контрольного разряда нужно:

  1. Подобрать сопротивление нагрузки, обеспечивающее ток разряда батареи 100 — 200 мА;
  2. Последовательно соединить аккумулятор, нагрузку, мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Аккумулятор должен быть полностью заряжен;
  3. К выводам батареи параллельно подключить второй мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения;
  4. Сразу после соединения начать отсчет времени;
  5. Установить, за какое время напряжение батареи уменьшится вдвое. Это и будет считаться её полным разрядом;
  6. Умножить время разряда на ток во время эксперимента. Если ток менялся, нужно определить средний ток. Полученное значение произведения и будет величиной емкости аккумулятора.

Измерение параметров аккумулятора телефона

Часто бывает, что телефон быстро разряжается. При этом нужно проверить параметры его батареи на предмет уменьшения емкости. Знать о том, как проверить емкость аккумулятора телефона мультиметром, необходимо не только специалистам салонов по ремонту портативной техники, но и обычным пользователям, задумавшимся о замене батареи смартфона.

Для проверки нужно определить напряжение, выдаваемое аккумулятором, и его ёмкость, определяемые методом контрольного разряда. На батарее телефона или в инструкции по эксплуатации эти параметры должны быть указаны. Если полученные при эксперименте значения отличаются более, чем на 20% в меньшую сторону — возможно, стоит заменить аккумулятор.

Зная, как проверить аккумулятор телефона мультиметром, можно оперативно выявить неисправность этого элемента, узнать его состояние, если он уже не новый, и определить примерный срок службы.

Знания о проверке емкости аккумулятора с помощью тестера пригодятся во многих ситуациях: от вопроса замены элементов питания фотоаппарата до теста емкости АКБ автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector