2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нож для резьбы по дереву из старого сверла своими руками

Мастерим токарный резец по дереву из старого напильника

Токарное дело, принадлежит к разряду тех, что требуют для себя самое небольшое число инструментов. Действительно, обзаведясь, несколькими основными резцами, можно делать очень многие работы. Дальнейшие же расширение «парка» инструментов, позволяет, в основном повысить удобство и скорость работы. Разумеется, есть несколько узкоспециализированных резцов, патронов, задних центров, обойтись без которых, в их сфере деятельности, довольно сложно. Но работы эти, порой довольно экзотические, а такие изделия, как например, токарные штучки со смещенным центром вращения, представляют интерес далеко не у всех и выглядят скорее как забавный эксперимент, чем как образец прекрасного. Ну, или как этакая демонстрация мастерства. Так же, как и сверхбольшие и сверхмалые изделия. Сверх тонкие и сверхдлинные. Все это трогает разум, но не душу.

Токарные резцы для работы по дереву, мастера нередко, делают самостоятельно — отчасти, из за относительной несложности процесса, треть которого занимает близкая и родная токарная работа по дереву, отчасти из за высокой стоимости хороших готовых резцов. При конструировании такого инструмента, весьма важно обзавестись подходящей железкой — форма, сорт стали. И здесь, весьма неплохо работают старые, вышедшие из строя напильники. По металлу.

Все — от нас до почти годовалых
Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули —
Из напильников сделать ножи.

«Баллада о детстве», В.С. Высоцкий.

Полотно напильника имеет неплохую для наших целей сталь, хорошую фабричную закалку, нужно только выбирать в качестве заготовок, экземпляры постарше. У нынешних, закаливают только поверхность. Аккуратно не допуская перегрева, выпилив заготовку нужной формы, требуется заточить ее и снабдить удобной рукояткой, все. При этом опускается целый пласт сложных работ по термической обработке.

Таким образом, из старых напильников можно сделать довольно много форм резцов и режущих вставок для специальных держателей.

Что понадобится для работы.

Инструменты

Набор слесарного, разметочного инструмента. УШМ, лучше небольшая — ей гораздо удобнее выполнять мелкие и более-менее точные работы. Абразивные круги для нее — толстый «зачистной» и тоненький для резки. Понятно — защитные наушники и очки. Пригодился удлинитель. Большие слесарные тиски. Что то, для поливания заготовки водой, удобно сделать «брызгалку» из мягкой пластиковой бутылки, проплавив горячей проволочкой несколько мелких отверстий в пробке. Спиртовой, не смываемый водой фломастер для разметки. Инструмент для заточки — электроточило, абразивный круг.

Материалы

Собственно сам напильник, подходящего размера и профиля, готовая рукоятка или материалы для ее изготовления — заготовка-чурбачок, кусочек тонкостенной трубки подходящего диаметра. ЛКМ, кисть.

Итак, прежде всего, определяемся с формой резца и подбираем подходящий напильник-заготовку, как уже говорилось, постарше — сейчас, при изготовлении закаливают по другому. Ниже, показано изготовление довольно мощного резца для торцевого точения, впрочем, его кое-где удобно использовать и для обычного точения, в центрах.

После подбора напильника, поверхность его, лучше обточить, видел и «ленивые» резцы, с насечкой — не слишком красиво и не особенно приятно держать руками. А учитывая, что при точении готовым резцом, таки придется одной (голой, в перчатке опасно) рукой все время держаться за железку, лучше все же расстараться. Обточку лучше всего делать УШМ, перевернув ее «от себя», вроде как работают абразивными кругами на липучках или с лепестками. Заготовку при этом, удобно закрепить небольшой струбциной, периодически ее переставляя. Диск — толстый корундовый, для зачистки. Главная особенность — не допустить перегрева и отпуска металла заготовки, иначе, вся заводская закалка псу под хвост. УШМ, инструмент оборотистый и пережечь им железку, проще простого. Здесь следует заранее настроиться на длительную возню. Буквально несколько движений инструментом и полив водой, несколько движений и полив. И так до нужной кондиции. Перегрев можно определить визуально по цветам побежалости — первым будет коричневатый. Но это уже авария. Время обработки должно быть тем короче, чем ближе инструмент к краю или тонким частям заготовки. Не повредит, иногда потрогать обрабатываемую железку пальцем — проверить, справляется ли наш полив с избытком тепла, если руку не удержать, идем пить чай с шоколадными конфетами — заслужили. Если заготовка не горячая, порядок, можно еще точить.

Сточив зубчики, на гладкой поверхности делаем разметку железки резца. Спиртовой фломастер, прекрасно подойдет. Учитываем, что резец постепенно укорачивается при периодических заточках, но слишком длинная железка заставит руки токаря находиться при работе в неудобном положении, да и «развесовка» резца, особенно большого, будет неприятная.

При выпиливании резца, удобно пользоваться большими тисками. Диск сменяем на тонкий отрезной, использовались диски толщиной 1 мм. При резке, все сказанное о перегреве и цветах побежалости, остается в силе. Внимательно за этим делом следим — чем дальше, тем огорчительнее будет выбросить почти готовую заготовку железки.

Железка выпилена, где надо, скругляем острые грани, подтачиваем изъяны. Порядок. Самое муторное выполнено, остались рукоятка и заточка.

Рукоятка у токарных резцов своеобразная и прежде всего, довольно длинная — для безопасности, ну и удобно вообще то. Существуют различные их формы, полюбопытствуем, что делает Роберт Сорби — локомотив в изготовлении режущего инструмента для деревяшечников.

Вот нашлась у него небольшая табличка с ассортиментом размеров ручек, можно подобрать подходящий. Ручка вытачивается из дерева — красиво из древесины плодовых деревьев, просто и дешево из березового полена без сучков. Рекомендуют ручки делать из клена — он меньше «набивает» руки, однако здесь, к инструменту не потребуется прикладывать значительное усилие.

Итак, определились с размерами, деревяшку подобрали, выточили. Точение простое, «в центрах», без особых выкрутасов.

Декоративные колечки, при желании можно нанести железной проволокой. Делается простой инструмент — небольшой отрезок проволоки, к концам которого прикрепляются ручки — короткие палочки. Проволока натягивается руками и прижимается к вращающейся детали в нужном месте. Чтобы проволока не «рыскала» по детали, особенно на «спусках», ножом-косяком делают небольшую канавку. Через некоторое время проволока в месте трения нагревается и прижигает дерево, одновременно «выедая» канавку. Украшение можно шкурить, обугленный след остается в канавке.

После зашкуривания, рукоятку покрывал лаком. На этот счет существуют разные мнения, выбирать токарю. Металлическое колечко сделал из тонкостенной стальной трубки — ручка от поломанной швабры с рычагом отжима губки-тряпки. Сталь довольно тонкая, но колечко здесь скорее декоративное — железку предпочитаю вклеивать, а не вбивать. Локомотив-Роберт, железки таки забивает, колечки у него бронзовые. Оно конечно красивее.

В торце ручки, длинным сверлом подходящего диаметра сверлил глубокое отверстие, потом, на половину глубины рассверливал сверлом потолще, добиваемся того, чтобы хвостовик железки, в это отверстие входил с некоторым усилием. Готовится нужный объем эпоксидного клея. Весьма удобно использовать при этом лоточки от «коробочных» конфет. Ножницами отрезается одно «посадочное место», в нем смешиваются компоненты клея. После, лоточек без сожалений выбрасывается. Длинной палочкой смазываются стенки отверстия и хвостовик железки. Насаживаем рукоятку, удаляем выступивший лишний клей, или добавляем палочкой при не полном заполнении отверстия. Резец с вклеиваемой железкой устанавливается вертикально, желательно, в теплое место — полимеризация клея будет происходить быстрее, прочность его увеличивается. Лоточек с остатками клея и палочкой, пока не выбрасываем — это контрольный образец, по нему удобно судить о «схватывании» клея, не тревожа наш резец.

После полного застывания эпоксидного клея, осталось только заточить резец. Здесь тоже возможны варианты, например различный угол вершины, угол режущей кромки. Последний, не следует делать слишком острым, иначе резец будет слишком сильно зарываться в заготовку, его трудно будет контролировать. Режущая кромка будет быстро затупляться. Угол вершины, для универсального применения, удобно делать менее 90 градусов.

Первоначальное формирование режущей кромки лучше делать на электроточиле, не забывая про охлаждение, окончательную доводку на низкооборотистом абразивном круге. Вишенка на торт — полировка лезвия на кожаной поверхности с пастой ГОИ.

Как создают ножи самодельные из сверла

Как правило, ножи самодельные ручной работы имеют особую ценность. Они всегда оригинальны, и каждый нож имеет свой стиль и свое лицо. Лучше всего делать ножи из стали. Легированная сталь ценится больше всего. А если делать нож своими руками, то лучше использовать старое сверло и метод ковки. Ковка одно из самых древних искусств, и уже замечено, что лезвие, изготовленное таким способом, дольше сохраняет остроту и вообще надежнее.

Для изготовления ножа можно использовать старое сверло.

Перед тем как начать изготовление ножа, необходимо позаботиться об инструменте. Делаем это заранее. На верстаке должны быть:

  • молоты, большой и малый;
  • пассатижи щипцы;
  • тиски и наковальня;
  • отрезной инструмент или болгарка;
  • разводной ключ;
  • станки, сварочный и точильный;
  • шкурка разной зернистости.

Для изготовления ножа понадобиться достаточно большое сверло.

Кроме того, понадобится напильник. Металл нужно где-то разогревать, поэтому должна быть печь и, конечно, топливо. Например, уголь. Все работы можно проводить на открытом воздухе, но здесь нужно сразу сказать, что костер в кузнечном деле плохой помощник. Поэтому лучше найти все-таки печь. Дело в том, что для пластичности материала необходима определенная температура, и на костре получить ее не удается.

Печь нужно выбирать такую, в которой есть труба. Через нее постоянно поступает воздух и соответственно, горение топлива нормальное. Кстати, если воздуха мало, тогда можно посоветовать приспособить вентилятор или пылесос. Топливо должно гореть с постоянной силой, не затухать. По этой причине чаще всего и используют уголь.

Особые качества стали

Когда говорят о качестве ножа, то в первую очередь называют режущую способность лезвия. Оно должно быть острым в течение долгого времени. Но от качества заточки мало что зависит. Гораздо важнее качество металла. Сталь характеризует несколько качеств:

  • прочность;
  • вязкость;
  • твердость;
  • красностойкость;
  • износоустойчивость.

Твердость материала позволяет изделию сопротивляться деформации, не допускает смешивания с какими-либо веществами, и именно поэтому сталь для ножей является лучшим материалом. Для удобства измерения твердости разработана специальная шкала. И по этой шкале оптимальными показателями считается сталь от 20 до 67 HRC. Твердость стали напрямую влияет на износостойкость.

Отковка фаски ножа производиться на наковальне с помощью молота.

Показатель, благодаря которому нож не будет деформироваться, например от удара, это прочность. Свою форму он сохранит в любом случае и этому способствует еще и пластичность металла. Этот показатель не менее важен, поскольку всю силу удара необходимо рассеять, и тогда никакого вреда она не принесет.

Одним из важных показателей считается красностойкость. Часто в процессе изготовления нож может перегреваться. И если после того, как металл остыл, он сохранил свою твердость и прочность, тогда и говорят о его красностойкости. Чем тверже сталь, тем она более красностойкая. Работать с ней можно при температуре 900 градусов. А чтобы расплавить такую сталь, ее нагревают до 1500 градусов.

Сталь в своем составе имеет большое количество добавок. Часто один из показателей бывает больше, а другой меньше. И гарантировать прочность ножей можно лишь в том случае, если есть марочник, где указаны характеристики стали и сведения о составе.

Этапы работы

Любые ножи, самодельные или тиражные, начинают делать с эскиза. Игнорировать этот этап в работе не следует, поскольку в процессе ковки нужно на что-то ориентироваться. Эскиз позволяет сделать шаблон, так необходимый в работе, особенно у новичков.

Перед тем, как сделать самодельный нож, нужно знать, для какой цели он будет использоваться. Часто от этого зависит форма ножа и размеры.

Опытные мастера по металлу знают, что нож прост только на первый взгляд. Конструкция простая, металлическая часть с лезвием и рукоятка. Есть простые модели, которые используются в быту, на охоте и так далее. Есть ножи коллекционные, авторские. Как правило, такие ножи не функциональны, сложные по форме и отделке. Для начинающих рекомендуют создавать самодельные ножи «грибные», то есть простые по форме и применимые в быту.

Перед ковкой сталь нужно хорошо разогреть.

Ни в коем случае не нужно стремиться делать нож как оружие. Для этого необходимо обладать специальной лицензией.

Хорошую сталь для изготовления ножа можно найти в любом месте. Например, можно взять старые сверла, пилы, гаечные ключи. Если делать нож из большого сверла, то необходимо учесть, что легированная сталь используется только для наконечника. Большая часть сверла – это обычная сталь. Перед ковкой нужно постараться увидеть эту границу. Для этого сверло протачивают на станке и смотрят на цвет искр. Легированная сталь дает красные искры и их немного, ярко-оранжевые искры говорят о том, что эта сталь обычная.

Разводим огонь и с помощью щипцов опускаем туда сверло. Оно должно хорошо прогреться, и это важно: непрогретое сверло можно испортить. Нужную температуру можно определить по цвету. Когда сверло нагрелось, вынимаем его и зажимаем в тисках. Далее с помощью газового ключа разворачиваем кончик, вращая против часовой стенки. Через некоторое время металл начинает остывать и тогда его снова помещают в огонь. Работать нужно только при определенной температуре, металл хрупкий, и его легко сломать.

Далее работа ведется с помощью молота. Металл ударяют до тех пор, пока не получится полотно нужной толщины. Обычно это 4 или 5 миллиметров. Постоянно следим за цветом металла. Вишневый цвет говорит о том, что его нужно нагревать, чтобы нечаянно не сломать заготовку. Окалины бояться не нужно, она легко убирается напильником.

Самой сложной работой считается придание ножам закруглений так, чтобы не изменялась толщина. Далее идет работа над режущей кромкой. Ее нужно расплющить с помощью большого молота. Ручку делают любой формы, длины и толщины.

Отделка завершает работу

Когда нож готов, начинаются работы по его доводке. Это процесс шлифовки. Если неровности небольшие, их можно устранить напильником. Точильный станок тоже можно использовать, работа будет продвигаться быстрее.

На этом этапе можно поинтересоваться, как закалить нож. После этой процедуры металл становится прочнее, и производить шлифовку становится труднее.

Остроту ножа можно определить, разрезая бумагу, веревку или строгая деревянный брусок.

Эстетичный и красивый вид у ножа достигается при полировке. Поверхность уже должна быть гладкой, когда в дело вступает войлок. Иногда можно использовать специальные полировальные пасты. Металл становится идеально гладким и блестящим.

Нож из сверла своими руками

Мастера ножеделы славились со времён древней Руси. В наших мужчинах течёт кровь предков, и остановиться они попросту не в состоянии. Изготавливают клинки из любого материала. Нож из сверла – как ни парадоксально, это реальность.

Нож из сверла своими руками.

Необходимые материалы и инструменты

Материал непрост в обработке. Мнения людей разделяются, но кованая сталь, однозначно более продуктивна в использовании. Требуемый материал:

  • древесный брусок;
  • малярный скотч;
  • эпоксидный клей;
  • моторное масло в ёмкости;
  • большое сверло минимум 20 мм в диаметре;
  • морилка или масло для обработки древесины.

Ножевых дел мастера все разные. Иные предпочитают останавливаться на процессе разворачивания сверла и дальше работают с отрезным инструментом. Качество изделия будет добротное. Но решение принято – будем ковать. Инструмент потребуется соответствующий:

  • наковальня, кузнечные клещи, тиски;
  • молот большой 4-5 кг, молот малый 1-1,5 кг;
  • УШМ, сварочный аппарат;
  • точильный и шлифовальный станки;
  • печь или горн;
  • разводной ключ;
  • наждачка с разным зерном;
  • дрель с набором свёрл;
  • пригодятся напильники.

Необходимо сразу определиться с типом рукояти. Профессиональный взгляд на инструментарий и материалы, сообразит мгновенно, что она будет всадного типа и деревянная.

Свойства стали свёрла

Хочется сказать о свёрлах, что относят их к быстрорежущему инструменту. Однозначно – сталь высокопрочная и тугоплавкая. Подготовленная на производстве, к работе в условиях от 600 до 700 °C. Нож из сверла завоевал популярность среди кузнецов.

Сверло с маркировкой Р6М5.

Изделие из него покорит владельца долговечностью и практичностью. Не следует забывать смотреть на маркировку изделия. Она немало сообщит информации о структуре стали свёрла. Ходовым называют материал с маркировкой Р6М5.

Аббревиатура сообщает о содержании вольфрама и молибдена. Идеальной маркой стали профессионалы считают с содержанием кобальта. Добавляется к названию буква с цифрой «К5». Клинки из металла Р6М5К5, при правильной закалке, достигают 64-65 единиц твёрдости по Роквеллу.

Порядок изготовления

Определившись с материалами и маркой стали будущего клинка, пора приступать к работе и изготовить нож из сверла. Не забываем про огнеупорные перчатки и очки, при ковке летят окалины:

  1. Обязательный процесс, о котором редко упоминают – отжиг. На производстве заготовка проходит закалку, необходимо снять напряжение с металла. Разогрев печь до 600-700 °C, необходимо положить в неё сверло и выдержать деталь в течение 3-х часов. После, дать остыть самостоятельно.
  2. После охлаждения заготовка готова к работе. Раскаляем печь до 1000 °C и помещаем в неё сверло. Приобретя оранжевый цвет – заготовка разогрета, вынимаем её клещами и хвостовиком зажимаем в тиски. Гаечным ключом захватываем верхушку сверла и разворачиваем металл, в прямую плоскость. Выполнять необходимо все движения быстро – неприемлемо остывание заготовки.
  3. Остывать изделию нельзя, постоянно подогревая его, начинаем ковать. Следите за цветом металла, немного потускнел – сразу его в печь. Расковываем в полосу необходимой толщины в 3-4 мм. Хвостовик вытягиваем в длину.
  4. Достигнув нужного обуха, принимаемся за остриё и лезвие. Постепенно закругляем в районе подъёма клинка, оттягивая металл, в сторону острия. Процесс сложный, требующий определённых навыков.
  5. Проковка РК осуществляется малым молотом, аккуратными ударами достигнуть нужно минимальной толщины.

Процесс изготовления ножа из сверла.

Финишная отделка

Окончив ковочные манипуляции, дайте клинку остыть. Следует переходить к шлифовальным работам. Снимаем нагар и выравниваем спуски. Делаем предварительную заточку клинка. Окончательные работы:

  1. Подогнать хвостовик под всадную рукоять, обязательно поможет УШМ с отрезным кругом. Размечаем и отрезаем, как требуется.
  2. Важный этап, придающий клинку качества твёрдости и износостойкости – закалка. Разогрев заготовку до 500-700 °C быстро следует опустить в масло. Будьте осторожны – масло реально разбрызгивается и есть вероятность воспламенения.
  3. Обязателен отпуск клинка, проводить его следует при температуре 200-220 °C, в течение 2-3 часов. По окончании клинок следует обработать мелкозернистой наждачкой.
  4. Рукоять изготавливаем из бруска древесины, насверлив в нём отверстия и примерив хвостовик. Следует придать ему необходимую форму. Убедившись, что детали совпадают идеально, заливаем в отверстие рукояти эпоксидный клей и вколачиваем клинок хвостовиком внутрь. Даём просохнуть клею сутки, и обрабатываем ручку маслом или специальной пропиткой.
  5. Окончательный этап – заточка клинка на чистовую. Предпочтительно производить эти манипуляции на алмазных камнях. Процесс долгий и утомительный – результат, зато великолепный.

Научиться ковать самому нож из сверла – это непростая задача. Не нужно бояться учиться. Век живи – век учись. Не зря придумали поговорку. Желаем вам преодолеть все трудности этого мастерства, и показать всему миру изделия, сделанные вами вручную.

Ножи для резьбы по дереву

Всякий специалист прекрасно знает, как немаловажно иметь под руками хороший и надёжный инструмент. К несчастью, случается так, что его в подходящий момент не бывает на месте. Вот тут-то и начинаются розыски или готового инструмента, или многочисленных других вариантов.

Так получилось и со мной. Когда-то в беззаботном детстве я предпринимал попытки научиться резьбе по дереву. Для этих целей даже приобрёл набор резцов (изготовитель — «Запорожский инструментальный завод им. Войкова»). Многое из него потерялось к настоящему времени, но полукруглые стамески сохранились. К сожалению, попытки мои освоить резьбу в те времена не увенчались успехом — некому было показать основные приёмы работы с инструментом. Как результат — множество шрамов на левой руке и отбитое — почти буквально — желание совершенствоваться в этом направлении.

Этой осенью у меня возникло стремление наверстать упущенное. Благо появилось время — пришлось прекратить свои столярные экспромты в гараже и терпеливо ждать весны. Но теперь я решил начать с изготовления подходящего инструмента, и в первую очередь — ножей для резьбы по дереву. Одним из стимулов стало их отсутствие в местных магазинах.

Мои ножи (косяки и резаки) должны были удовлетворять следующим требованиям:
• высококачественная сталь, из которой они будут сделаны;
• эргономичные (удобные) рукоятки;
• относительная простота изготовления;
• надёжность.

Кроме того, я планировал взять для ножей те материалы, которые были в наличии.

Материалы и инструменты для изготовления ножей

В качестве исходного материала для изготовления клинков я использовал куски ленточной пилы. Ранее я из них делал кухонные ножи — они хорошо держат заточку.

Для рукояток я применял обрезки дубовых досок, оставшиеся от других работ. Дуб — прочный, красивый и технологичный материал.

Для работы мне потребовались электрическое точило, ленточная шлифовальная машинка (зернистость шкурки — 40), обычная ножовка, шлифовальная шкурка (зернистостью 80, а для доводки — 240, 800 и 1000), респиратор (марлевая маска) — для защиты органов дыхания.

Все детали склеивал столярным клеем «Titebond II».

Изготовление клинка

Из кусков полотна пилы длиной около 8 см я выточил металлические заготовки клинков нужной формы. У заготовок оставлял хвостовики длиной примерно 4,5-5 см. Такие их размеры обеспечивают достаточную прочность крепления клинка в рукоятке. Для более надёжной фиксации (чтобы нож не расшатался и не выпал из рукоятки) по бокам хвостовика сделал полукруглые вырезы.

Сечение клинка ножа обычно имеет клиновидное сужение (приблизительно под углом 10-15°) от обуха к режущей кромке. Это так называемая большая фаска или спуск клинка. Сама режущая кромка формируется малой фаской (подводом) — более крутым сужением (под углом 25-30°) в непосредственной близости от лезвия клинка.

Большую фаску на ножах я делаю до того, как вклеиваю хвостовик в рукоятку. При формировании фаски обтачиваю заготовку с двух боковых сторон под нужным углом. При этом стараюсь стачивать металл симметрично.

Самое главное в этой работе — не спешить. При интенсивном обтачивании металл нагревается, и происходит его отпуск. То есть металл становится более мягким и теряет способность сохранять заточку. Кроме того, обтачиваемую заготовку я время от времени охлаждаю в воде, не допуская её перегрева. Для этого рядом ставлю ёмкость с холодной водой и периодически опускаю в неё заготовку. Окончательное формирование лезвия, заточку и полировку произвожу уже на готовом ноже.

Изготовление рукоятки ножа

Для рукоятки подошли дубовые брусочки сечением 12×22 мм и длиной чуть больше 12 см. Бруски подбирал так, чтобы склеиваемые поверхности были ровными. Для упрощения работы гнездо под хвостовик выбирал в одной из половинок будущей рукоятки.

Последовательность операций такова. Хвостовик обрабатывал шлифовальной шкуркой по краям (сбивал заусенцы). После этого, прикладывая хвостовик к заранее подготовленному брусочку, обводил его карандашом или ручкой. Затем стамесками выбирал гнездо на глубину, равную толщине заготовки, время от времени собирая всю конструкцию «насухо», чтобы проверить, как брусочки прилегают друг к другу. Если глубина гнезда недостаточна, рукоятка не склеится либо склеится некачественно, и ручка во время работы может расколоться. В то же время при слишком глубоком гнезде клинок будет гулять из стороны в сторону, что также чревато нежелательными последствиями — растрескиванием рукоятки или деформацией хвостовика. Таким образом, необходимо выбрать гнездо под хвостовик максимально точно. Знаю это по собственному опыту — неоднократно приходилось раскалывать уже сделанные рукоятки кухонных ножей и менять на новые только из-за того, что хвостовики держались неплотно!

После того как при контрольной сборке «насухо» всех деталей был получен требуемый результат (плотная посадка хвостовика и отсутствие щелей между брусками-половинками рукоятки), можно приступать к склеиванию. Клей наносил на поверхность бруска и в гнездо под хвостовик — при ручной выборке гнезда неточностей по глубине не избежать, и возможные полости лучше заполнить клеем, который при высыхании затвердеет и будет удерживать хвостовик. На ответную деталь будущей рукоятки также наносил слой клея, но уже более тонкий.

Затем совмещал детали (необходимо максимально точно соединить торцы брусочков, расположенных ближе к клинку) и стягивал их струбцинами. Старался стянуть как можно сильнее, но, как говорится, без фанатизма, чтобы не расколоть бруски. Выдавленные излишки клея убирал влажной тряпкой и оставлял заготовку примерно на 12 часов до полного высыхания клея.

После этого я проверял плотность посадки хвостовика в рукоятке: одной рукой держал рукоятку, а второй пытался расшатывать клинок. Если при этом слышались едва уловимые тихие скрипящие звуки, то такая рукоятка никуда не годится, и её необходимо переделывать. При качественно выполненной работе никаких посторонних звуков быть не должно.

Подгонка рукоятки

Для себя я уже давно определил наиболее подходящие формы рукояток для режущего инструмента. Например, на рукоятках кухонных ножей и ножей для резьбы я обычно делаю небольшой изгиб на спинке для упора большого пальца. Есть и общие особенности рукояток всех инструментов, а именно:
• задняя часть рукоятки — более широкая и округлая, чем та, что ближе к клинку, поэтому все заготовки для рукояток в начале обработки напоминают усечённую вытянутую пирамиду;
• на рукоятке имеется выемка под указательный палец.

Когда заготовка склеена, ножовкой или торцовочной пилой отпиливаю заднюю часть, исходя из необходимых размеров (в моём случае — 12 см).

После этого перехожу к обтачиванию граней рукоятки ленточной шлифовальной машинкой. Работаю, используя средства индивидуальной защиты — защитные очки и респиратор, поскольку дубовая пыль может вызвать аллергию.

Не стоит стремиться выточить рукоятку инструмента максимально точно на ленте зернистостью 40. Лучше оставить небольшие припуски для более точной обработки мелкой шкуркой вручную. Подготовленные рукоятки я всегда покрываю нитролаком (он мне больше нравится).

Доводка клинка

Вернёмся к вопросу формирования режущей кромки. Угол заточки большой фаски в 10-15° годится, возможно, для опасной бритвы, но для ножа по дереву (пусть даже и самому мягкому) всё-таки мал. При обработке деревянной заготовки таким ножом остриё будет сминаться или скалываться. Поэтому и нужна малая фаска, угол заточки которой составляет для моих ножей примерно 25-30°.

Для формирования малой фаски я использую шлифовальную шкурку (но можно и бруски) разной зернистости по принципу от большего к меньшему. Сначала я беру шкурку зернистостью 240, потом — 800, потом — 1000 и окончательно полирую на кожаном ремне, зафиксированном на деревянном бруске.

При хорошей заточке древесина должна резаться как вдоль, так и поперёк волокон без больших усилий. А поверхность среза должна быть ровной и блестящей — в этом случае говорят, что получается «масляный» рез.

Качество заточки проверяю на доске, специально используемой для этих целей. Доску беру из мягкой породы дерева, так как добиться «масляного» реза на такой доске труднее, чем на заготовках из твёрдых пород.

Естественно, в процессе резьбы нож тупится, и приходится время от времени восстанавливать режущую кромку. Я делаю это следующим образом: на ровный деревянный брусок накладываю лист шлифовальной шкурки и выполняю несколько притирочных движений, после чего довожу нож на ремне.

Действуя по описанной схеме, я изготовил за осень несколько ножей. Они вполне функциональны — надёжны и удобны. Для новичка, думаю, неплохо! Полученный опыт планирую использовать для расширения коллекции своего инструмента. Надеюсь, ножи станут моими верными помощниками при освоении резьбы по дереву.

Ножи для резьбы по дереву своими руками: последовательность робот

1. В качестве заготовки для изготовления клинков ножей использовал полотно ленточной пилы.
2. Хвостовики у всех клинков имеют приблизительно одинаковую форму.

3. В половинке будущей рукоятки стамесками выбрано гнездо для хвостовика.
4. Клей нанесён и на склеиваемую поверхность детали рукоятки, и хвостовик в гнезде. Чтобы не испачкать клеем столешницу, проще всего застелить её газетой.

5. При склеивании рукоятки детали стянуты струбцинами.

7. Этим рукояткам ещё предстоит придать нужную форму.
8. Первый этап обработки рукояток — обтачивание на ленточной шлифовальной машинке.

9. Рукоятки после грубой обработки.
10. Рукоятки обработаны мелкой шлифовальной шкуркой и подготовлены для нанесения лака.

Ножи для резьбы по дереву видео


Читать еще:  Светодиодная подстветка пола
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector