Электронный автосторож своими руками
Электронный автосторож своими руками
Какого автолюбителя не волнует, как надежнее защитить свои автомобиль от угона или вторжения посторонних лиц? Здесь, как правило, на помощь приходит электроника. Однако большинство электронных устройств, предназначенных для защиты транспортных средств, зачастую сложны и дороги, к тому же для них нередко нужны изолированные от корпуса концевые выключатели. Все это ограничивает широкое применение таких “сторожей” автолюбителями.
Предлагаем вниманию несколько вариантов подобных устройств, которые лишены указанных недостатков. Собрать электронный “сторож” сможет даже малоопытный радиолюбитель.
У сторожевого устройства, собранного на двух транзисторах (рис. 1), первый каскад VT1 ограничивает ток, протекающий через контактную систему датчика. Это могут быть концевые или ртутные выключатели, датчики крена и т.д. На транзисторе VT2 собрано реле времени, обеспечивающее задержку включения “сторожа”. Она дает возможность выйти из автомобиля после включения охранного устройства. Длительность задержки в пределах 6—12 с устанавливают подбором емкости конденсатора С1.
Реле К3 и геркон К4 служат ключом к “сторожу”. Геркон прячут под какой-нибудь пластмассовой (немагнитной) деталью внешней облицовки кузова автомобиля в месте, известном только водителю.
Прежде чем выйти из автомобиля, водитель переводит переключатель SA1 в противоположное по схеме положение, и устройство подсоединяется к источнику питания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R3 и переход “база — эмиттер” транзистора VT2, и открывается. Срабатывает реле К2 и своими контактными пластинами К2.1 разрывает цепь питания ключевого каскада на VT1. В это время водитель выходит из автомобиля, закрывает дверцу. Состояние датчиков пока не влияет на работу “сторожа”.
Через 6—12 с напряжение на С1 снижается до уровня, при котором полупроводниковый триод VT2 закрывается. Цепь питания первого каскада восстанавливается, “сторож” переходит в режим охраны. Поскольку потребление тока от источника питания очень мало, электронное устройство может длительно работать не только от аккумулятора автомобиля, но и от трех последовательно соединенных батарей 3336Л.
Если теперь открыть, например, дверь, замкнется концевой выключатель, установленный в дверном проеме. База VT1 через резистор R1 окажется соединенной с общим проводом, и транзистор откроется. Реле К1 своей контактной системой заблокирует цепь датчика и включит сигнал тревоги. Если после этого дверь закрыть, сигнал тревоги не прекратится. Отключить его можно только переключателем SA1.
Чтобы войти в машину, не нарушая покоя окружающих, сигнализацию на время отключают. Незаметно для окружающих подносят небольшой постоянный магнит, замаскированный под какой-нибудь предмет (конфету, спичечный коробок), к месту, где спрятан геркон. Под действием магнитного поля его контактные пластины замкнутся. Сработает реле К3, разрывая цепь питания “сторожа” за счет нарушения контакта К3.1 и самоблокируясь путем замыкания контакта КЗ.2. Теперь водитель может спокойно сесть в машину и окончательно отключить сигнализацию переключателем SA1.
В электронном охранном устройстве в первом каскаде можно также применить транзисторы КТ501Б (В, Д, Е, И, М, а во втором — КТ503Б (Г). В качестве VD1 и VD2 допустимо также использовать диоды Д7, Д226 с любым буквенным индексом. Резисторы МЛТ-0,25 или МЛТ-0,5. Конденсатор — К50-3, К50-6. В устройстве применены реле РЭС-15 (паспорт PC4.591.003) и РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129]. Последние можно заменить на РЭС-6 или РЭС-9 с напряжением срабатывания 12 В. Геркон — любого типа (КЭМ-3, КЭМ-1, КЭМ-2А). Переключатель — П2К.
Учтите, что “сторож” будет работать в условиях повышенных вибраций, запыленности, влажности. Поэтому монтаж должен быть жестким, пайки надежными. Такие требования обеспечивает печатный монтаж (рис.2).
После сборки и проверки работы сторожевого устройства установленные радиоэлементы приклейте эпоксидкой к плате. Когда клей затвердеет, плату с обеих сторон покройте прозрачным лаком, высушите, а затем поместите в корпус подходящих размеров с учетом реле К1, КЗ, которые крепят внутри корпуса с помощью уголков. “Сторож” установите в салоне автомобиля, спрятав в укромном месте.
Если к величине тока, протекающего через датчики, не предъявляют жестких требований, транзистор VT1 (рис. 1) в схеме сигнализатора можно исключить (рис. 3). Монтажная плата упрощенного варианта сторожевого устройства — на рисунке 4.
При использовании “сторожа” для охраны помещений, например гаража, дачи и т. д., может потребоваться увеличить задержку включения устройства до 1 мин. В этом случае реле времени рекомендуем собрать на составном транзисторе (рис. 5), имеющем высокое входное сопротивление. Поэтому разрядный ток конденсатора С1 значительно снижается по сравнению с первой схемой (рис. 1), а время разряда соответственно увеличивается.
Длительность задержки включения “сторожа” (рис. 5) зависит от емкости С1 и сопротивления резистора R4. Из-за большого разброса параметров транзисторов точные значения С1 и R4 в каждом конкретном случае подбирают экспериментально. Максимальная емкость С1 не должна превышать 500 мкФ, а сопротивление R4 может находиться в пределах 30—100 кОм. Иногда случается, что ток, протекающий через переход “коллектор — эмиттер” VT2, оказывается достаточным для открывания транзистора VT3. В этом случае в коллекторную цепь VT2 включают резистор сопротивлением 1— 2 кОм. Если же его будет недостаточно, то через резистор номиналом 20—50 кОм базу VT2 соединяют с общим проводом. Монтажная плата сторожевого устройства с реле времени из составном транзисторе представлена на рисунке 6.
Часто возникает необходимость, чтобы “сторож” работал и нa размыкание контактной цепи. Схема такого охранного устройства — на рисунке 7.
От первого сигнализатора оно отличается наличием исполнительного каскада на транзисторе VT2. На его базе постоянно присутствует положительное смещение, достаточное для открывания транзистора. Но поскольку сопротивление датчика, включенного между базой VT2 и общим проводом, во много раз меньше номинала резистора R2, на базе появляется отрицательный запирающий потенциал: транзистор закрыт. Если теперь разорвать цепь датчика, VT2 откроется, сработает реле К2 и контакт К2.1 задействует каскад на транзисторе VT1. При необходимости дополнительное устройство можно отключить тумблером SA1). Электронный “сторож” с дополнительным устройством может охранять стекла автомобиля или окон помещения. Для этого на лобовое и задние стекла приклейте по периметру полоски фольги шириной 5 — 8 мм и подключите тонким многожильным проводом к гнезду Х2.
Если стекло разобьют или будут снимать, фольга разорвется, включив сигнал тревоги. В качестве датчика можно использовать и фольгу подогревателя заднего стекла.
При установке сигнализатора учтите, что автомобильный сигнал потребляет ток около 6 А, и его нельзя коммутировать с помощью малогабаритных реле, используемых в “стороже”. Поэтому свободные контактные пластины реле К1 подключают к штатному реле сигнала. Если же такого реле в автомобиле нет (у машин старых марок), его устанавливают дополнительно, применив реле от автомобилей “Жигули” или “Москвич”. Вместо электромагнитного реле лучше применить тиристор КУ202 с любым буквенным индексом, включив в цепь управляющего электрода резистор сопротивлением 750 Ом с мощностью рассеяния не менее 1 Вт. Монтажная плата универсального “сторожа” – на рисунке 8 .
Ю. ШУРЧКОВ
“Моделист-конструктор”, N9 1985г.
Добавил: Павел (Admin)
Автор: Ю. ШУРЧКОВ “Моделист-конструктор”, N9 1985г
Простой автосторож
Предлагаемое автомобильное охранное устройство по характеристикам близко к опубликованному в статье В. Ивашкова “Электронный автосторож” (“Радио”, 1990, № 6, с. 30, 31), но содержит значительно меньшее число деталей. При напряжении питания 12. 14 В сторож потребляет от батареи аккумуляторов в дежурном режиме ток не более 180 мкА.
Схема автосторожа изображена на рис. 1. После включения питания тумблером SА1 поступает напряжение к узлам сторожа и начинается медленная зарядка конденсатора С6 через резистор R11. В это время на выходе инвертора DD1.4 действует низкий уровень, конденсаторы С3 и С4 разряжены. Идет выдержка времени, в течение которой владелец автомашины может выйти из салона и закрыть за собой дверь. Через отрезок времени, равный = 0,7*R11*С6 (время — в секундах, если сопротивление в мегаомах, а емкость — в микрофарадах), на выходе инвертора DD1.4 установится высокий уровень и сторож перейдет в дежурный режим.
Если теперь открыть крышку багажника или капот, замкнутся контакты SF1 или SF2, на выходе инвертора DD1.1 возникнет высокий уровень и начнется зарядка конденсатора С4 через резистор R6 и диод VD5, а также конденсатора С3 через диод VD8. К зарядке этих конденсаторов приведет и включение зажигания; при этом откроется транзистор VТ1, обеспечивая низкий уровень на входе инвертора DD1.1.
Через короткое время конденсаторы С3 и С4 будут заряжены и на выходе инвертора DD1.3 установится низкий С частотой следования импульсов генератора (1. 2 Гц) начинает открываться транзистор VТ2, коммутирующий цепь реле звукового сигнала автомобиля. Слышны звуковые сигналы тревоги, которые повторяются в течение времени около 0,7*R9*СЗ. После этого сторож снова переходит в дежурный режим.
При открытых капоте или багажнике, при включенном зажигании сигналы тревоги подаются до тех пор, пока либо не будет обесточен сторож тумблером SА1, либо не будут закрыты капот, крышка багажника и выключено зажигание.
Если в дежурном режиме будет открыта дверь салона автомобиля, быстро зарядится конденсатор СЗ, а через время 0,7*R10*С4 (обычно 7. 12 с) и конденсатор С4. За этот промежуток времени сторож должен быть выключен, иначе зазвучит тревожный сигнал. Все временные выдержки могут быть изменены соответствующим выбором номиналов времязадающих цепей.
Узел С2R14VD10С7 служит для сглаживания скачков напряжения в бортовой сети, превышающих 15 В, и для защиты от помех. Диод VD1 защищает транзистор VT2 от бросков напряжения самоиндукции, могущих возникать на обмотке реле звукового сигнала. Диод припаян к выводам этого реле.
Детали автосторожа смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы показан на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ, С2-33. Конденсаторы К50-16, К50-35 (оксидные), КМ-6, К73-17 (остальные). Применение оксидньк конденсаторов К50-6 крайне нежелательно из-за их большого тока утечки и слишком малой надежности.
Диоды VD2, VD4—VD9 могут быть любыми кремниевыми; VD3 — любой, выдерживающий прямой ток не менее 0,3 А (например, из серий КД208, КД209). Диод VD1 лучше выбирать импульсный из серий КД521, КД522. Вместо КТ3102ЕМ в стороже можно использовать любой транзистор из серий КТ3102, КТ342 или транзисторы КТ315Б, КТ315Г, КТ315Е; вместо КТ829А — любой из серий КТ829, КТ972 или составной из КТ315 и КТ817 с любыми буквенными индексами.
Микросхему К561ЛН2 можно заменить на КР1561ЛН2 или 564ЛН2 с некоторой коррекцией платы. Как крайний случай, можно использовать две микросхемы К176ЛА7, но придется серьезно изменить рисунок печатных проводников на плате, а также заменить стабилитрон КС215Ж другим, на напряжение 8. 9 В, и резистор R14 двумя, каждый сопротивлением 180 Ом мощностью 2 Вт, включенными параллельно.
Точки на плате, имеющие нумерацию от 1 до 8, соединяют проводниками с соответствующими контактами разъема X1. Разъем X1 – МРН-8-1 или другой с необходимым числом контактов.
Электронный автосторож своими руками
Инструменты: паяльные принадлежности – паяльник; припой; пинцет; пассатижи; кусачки; отвертки; дрель; сверла; болтики и гайки М 3, текстолитовые платы с монтажными лепестками ; монтажные провода для пайки.
Собираем устройство в такой последовательности:
Шаг-1. Проверяем все радиодетали на работоспособность, так как они у меня в основном Б/У. Проверку производим мультиметром. Все показано на фото.
Проверяем правильность сборки.
Шаг-4. Налаживаем собранную схему. Надо подобрать резисторы R 2,R 9. Резистором R 2 устанавливаем нужное время звучания сигнала. При помощи R 9 подбираем необходимое время задержки включения автосигнала 5-8 секунд . Если происходят ложные срабатывания, то неисправен С1 или один из транзисторов. При налаживании устройства лучше всего вместо звукового сигнала подключить обычную лампочку на 12в 1-3вт. Это для того , чтобы вас не выгнали из дома , когда будет звучать громкий автосигнал.
В схеме можно применить резисторы МЛТ, конденсаторы С2-С5- К50-3, или К50-12, С1- типа ЭТН, или К50-15 неполярный , или применить полярный , подключив его «плюс» к коллектору Т1. Использование конденсаторов К50-6 не желательно _ из – за их низкой холодоустойчивости ( до -10градусов цельсия). Разместить устройство лучше всего за панелью приборов , а тумблер – в удобном и незаметном месте.
Более подробное описание можно найти в книге «В помощь радиолюбителю» №70 стр.-40.
Вот и все, самоделка готова. Меня вполне устраивает. Можно поставить на бюджетный автомобиль. До новых встреч.
Собираем автосторож своими руками
В автостороже (АС) применена всего одна микросхема распространенной серии и несколько радиодеталей.
В состав схемы АС входит триггер DD1.10, DD1 с двумя времязадающими RC цепями, на элементах генератор импульсов DD1.30, DD1 40, ключевое устройство на транзисторе VT1, нагруженное на автомобильное реле сигнала.
Рассмотрим работу схемы автосторожа. Перед выходом из автомобиля необходимо включить тумблер (расположен в потайном месте), подающий питание на AC (SA1). После этого в течение примерно 10 секунд следует покинуть автомобиль, закрыв дверь. Конденсатор С1, не успевает за 10 сек. получить достаточно энергии для превышения уровня логического «0», которое приложено к входу DD1 1 (вывод 2). Поэтому на выходе триггера (вывод 4) лог будет «0», в результате генератор импульсов не работает, ключевой транзистор заперт, а реле обесточено.
После закрытия водительской двери конденсатор С1 продолжает заряжаться, и когда напряжение на нем, станет равным лог «1»— прибор переходит в «дежурный» (ждущий) режим. Если теперь открыть любую дверь, замкнутся дверные контакты SF1 (условно обозначены одни контакты т.к. все они запараллелены), и вывод 6 DD1.2 окажется подключенным к «массе» автомобиля. Номиналы времязадающей цепочки R2C2 выбраны такими, чтобы конденсатор заряжался примерно 15 секунд — за это время владелец автомобиля должен отключить «секретный» тумблер (SA1). Если этого не сделать, высокий уровень конденсатора С2 поступит на генератор импульсов, разрешая его работу. Частота генератора определяется цепью R3C3 —с этой частотой транзистор VT1 будет коммутировать реле К1.Таким образом, сигнал тревоги будет прерывистым.
Если во время дежурного режима работы автосторожа, будет открыт капот или багажник, замкнутся контакты SF2, SF3 и сигнал тревоги будет подан без временной задержки, т.к. на разрешающий вход генератора, будет подано положительное напряжение питания (лог. 1).
Исполнительным реле может быть штатное реле сигнала автомобиля, тогда сигнал тревоги будет издаваться «клаксоном», как показано на схеме 2.
В случае использования автономного источника питания, реле следует непосредственно включить в схему АС. В таком случае в качестве устройства, которое будет подавать сигнал тревоги, желательно использовать заводскую блок-сирену, например, ACT-10, или самодельное, на базе пьезокерамического излучателя СП-1, или аналогичного. Схемы таких «сирен» неоднократно публиковались в технической литературе.
Ключевой транзистор для схемы автосторожа выбирается исходя из величины сопротивления обмотки применяемого реле. Можно использовать КТ815, КТ817, КТ630, КТ972 и другие, но с учетом 25% запаса по току.
Светодиод и резистор R5 из схемы можно исключить, т. к. эта цепь потребляет значительный ток по сравнению с основной схемой. Но тогда не будет уверенности в том, что на автосторож подано напряжение, хотя тумблер SA1 будет включен. Поэтому для уменьшения потребляемого тока, подбором величины резистора R5, устанавливают минимально необходимое свечение, а сам светодиод выносится из схемы и устанавливается в затененной части панели приборов.
Схема АС собирается на плате из фольгированного стеклотекстолита размером 35×35 мм. Перед установкой в подходящую коробочку плату следует покрыть в несколько слоев влагостойким лаком.